В музее Прадо находится грандиозная коллекция испанской живописи различных эпох. Здесь представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века.

В зале испанской живописи

В зале испанской живописи, фото Alex-Segre

Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Она охватывает период с XII века до начала XIX столетия и представляет 4800 бесценных произведений изобразительного искусства. Галереи картин занимают три этажа и дают возможность проследить всю историю испанской школы живописи. В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо. В филиале музея Casón del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века.

Эль Греко (1540–1614 гг.)

Эль Греко стоит особняком в ряду великих испанских художников. Он родился и долгое время жил на острове Крит, затем обучался у Тициана, а в Испанию попал только в возрасте 35 лет. Техника его живописи с характерным серым перламутром полутонов считается уникальной, и у мастера не было последователей-современников.

Эль Греко «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года

Эль Греко «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года

Коллекция Эль Греко в Прадо насчитывает около 30 работ. Самая известная из них – «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года, написанная в Толедо. Картина считается одним из лучших образцов портретной живописи XVI века. Глаза изображенного на полотне неизвестного идальго притягивают, словно магнит, а жест клятвы выглядит абсолютно искренним. Считается, что в этом портрете отчетливо проявилась способность великого художника увидеть и передать внутренний свет человека.

Эль Греко «Сошествие Святого Духа на апостолов», 1600 год

Эль Греко «Сошествие Святого Духа на апостолов», 1600 год

Большая часть произведений Эль Греко относится к жанру религиозной живописи и выполнена в стиле маньеризма. На полотне «Сошествие Святого Духа» 1600 года изображена Дева Мария в окружении учеников Христа и голубь, символизирующий Святой Дух. Полотно отличается динамичным развертыванием композиции снизу вверх, строится на сопоставлении оцепенелости и движения, замкнутости и беспредельности.

Эль Греко "Поклонение пастухов", 1612-1613гг.

Эль Греко «Поклонение пастухов», 1612-1613гг.

Интересна небольшая картина «Благовещение» с Пресвятой Девой и архангелом Гавриилом, написанная на деревянной доске. Живописец начал создавать ее в Италии и закончил в 1577 г. Тема Благовещения была очень близка Эль Греко, он не раз к ней обращался и умер в тот момент, когда рисовал Богородицу.

Экспозиция творений живописца включает также относящуюся к 1580 году картину «Святая Троица», полотна «Коронование Девы Марии» 1590 года, «Крещение» 1600 года, «Святое семейство» 1604 года и другие произведения.

Веласкес (1599–1660 гг.)

Диего Веласкес "Менины" (Фрейлины), 1656

Диего Веласкес «Менины» (Фрейлины), 1656

Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина, изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. В центре композиции – пятилетняя инфанта Маргарита, которая вместе со своей свитой находится в мастерской, где придворный художник Диего Веласкес пишет портрет ее родителей. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале. Они внимательно смотрят на дочь, всеми силами стремящуюся продемонстрировать родителям свое умение держать себя по-королевски. Художник отчетливо передает контраст между хрупкой прелестью, живостью личика принцессы и той непростой ролью, которую она вынуждена играть соответственно высокому сану, лишившему ее детства. Свита инфанты, включающая фрейлин, гвардадамаса, дуэнью и карликов, выписана весьма достоверно, что говорит о желании живописца подчеркнуть особенности придворного этикета.

Диего Веласкес "Триумф Вакха", 1628-1629 гг.

Диего Веласкес «Триумф Вакха», 1628-1629 гг.

Среди других известных произведений Веласкеса в музее можно увидеть написанный в 1628 г. «Триумф Вакха», где художник с изрядной долей иронии изображает юного бога вина; уникальные произведения «Поклонение волхвов» 1619 года и «Распятие Христа» 1632 года, иллюстрирующие сцены из библии; сочетающую мифологический сюжет и сцену в ковровой мастерской картину «Пряхи» 1657 года; созданное в 1635 г. полотно «Сдача Бреды» – одно из самых гениальный творений батальной живописи.

Гойя (1746–1828 гг.)

Франсиско Гойя «Распятие» 1780 года

Франсиско Гойя «Распятие» 1780 года

Чтобы осмотреть коллекцию картин Гойи, понадобится много времени. Прадо представляет 135 гравюр, рисунков и картин художника. По самой крайней мере, пять из них нельзя пропустить.

Связь творчества живописца с религией наиболее отчетливо видна в картине «Распятие» 1780 года, изображающей мученическую смерть Христа. Полотно написано в строго академическом стиле, другие произведения Гойи на библейские темы гораздо менее ортодоксальны.

В восьмидесятых годах XVIII столетия художник обрел славу тонкого и в композиции, и в цвете портретиста. Подтверждение тому – созданная в 1788 г. картина «Семья герцогов Осуна». Фигуры и предметы на ней словно слегка завуалированы легкой прозрачной дымкой.

Франсиско Гойя "Маха одетая", 1797-1798гг.

Франсиско Гойя «Маха одетая», 1797-1798гг.

Франсиско Гойя "Маха обнаженная" (1746-1828)

Франсиско Гойя «Маха обнаженная» (1746-1828)

Красотки из простонародья (махи) были излюбленными объектами художественного внимания живописца. Однако существует мнение, что для знаменитой пары «Маха обнаженная» и «Маха одетая», созданных в течение 1796-1798 годов, позировала герцогиня Альба, которую с мастером связывали отнюдь не художественные отношения. Но кем бы ни была натурщица, маха Гойи стала одной из самых притягательных и восхитительных женщин в мире.

Франсиско Гойя "Молочница из Бордо", 1825—1827

Франсиско Гойя «Молочница из Бордо», 1825—1827

Картину «Молочница из Бордо» Гойя написал в последние годы жизни. На ней изображена его дальняя родственница Розарио, помогавшая ему вести хозяйство. Технику мазка и работу со светом, мягко окутывающим фигуру героини, искусствоведы рассматривают как предвосхищение импрессионизма.

 Франсиско Гойя "Портрет cемьи Карла IV", 1800г.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV», 1800г.

Интересны картины «Перепелиная охота» 1775 года, «Бой быков» 1780 года, «Святое семейство» 1790 года, «Семья Карла IV» 1800 года, «Автопортрет» 1815 года, «Аллегория промышленности» 1806 года, а также шаблоны для фабрики гобеленов «Зеленый зонтик», «Цветочницы», «Жмурки».

Коэльо (1531–1588 гг.)

Алонсо Санчес Коэльо "Инфанта Изабель и Магдалена Руис" (1531-1588)

Алонсо Санчес Коэльо «Инфанта Изабель и Магдалена Руис» (1531-1588)

Санчес Коэльо был придворным художником Филиппа II, поэтому его творчество связано с августейшим семейством. Мастер вошел в историю изобразительного искусства Испании как основатель школы аристократического портрета, а также писал картины на религиозные сюжеты. В Прадо представлены следующие работы кисти живописца: «Обручение Святой Екатерины» 1578 года, портрет Филиппа II, относящийся к 1575 году, и написанный в 1579 году портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Рибера (1591–1652 гг.)

Хусепе де Рибера "Кающаяся Мария Магдалина" (1591-1652)

Хусепе де Рибера «Кающаяся Мария Магдалина» (1591-1652)

Хусепе де Рибера – живописец широкого творческого спектра. Он создавал портреты, писал картины библейской и мифологической тематик, а также причисляется к крупнейшим мастерам гравюры. С его творчеством знакомят относящиеся к 1628 году полотна «Иксион» и «Титий или Прометей», работы «Смеющийся Демокрит» 1630 года, «Троица» 1636 года, «Мученичество Святого Филиппа» 1639 года и созданная в 1645 году картина «Кающаяся Мария Магдалина».

Сурбаран (1598–1664 гг.)

Франсиско де Сурбаран "Оборона Кадиса" (1598-1664)

Франсиско де Сурбаран «Оборона Кадиса» (1598-1664)

Для творчества представителя севильской школы живописи Франсиско де Сурбарана характерно органичное сочетание строгого монументализма образов и композиций с теплотой цветовой гаммы, тщательностью передачи фактуры. Экспозиция работ выдающегося мастера включает полотна «Видения Святого Педро Ноласко» 1629 года, «Благословляющий Христос» 1638 года, а также написанные в 1634 году картины «Оборона Кадиса», «Подвиги Геркулеса» и «Натюрморт с четырьмя сосудами».

Мурильо (1618–1682 гг.)

Бартоломео Эстебан Мурильо "Святое Cемейство с птичкой", 1650г.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой», 1650г.

Произведения еще одного представителя севильской школы Эстебана Мурильо отличаются ярко выраженными национальным характером и колористической наклонностью. Наиболее интересными из представленных в Прадо работ мастера являются «Святое семейство с птичкой» 1650 года, «Мадонна с четками» 1655 года, «Добрый пастырь» 1660 года, «Явление Богородицы Святому Бернарду» 1660 года, портрет Николаса Омасура 1672 года.

До второй половины XVI века

Музей Прадо демонстрирует редчайшие образцы живописи XII столетия — фрагменты росписей из часовни Санта Круус де Мадеруэло и храма Сан Бауделио де Берланга.

Среди наиболее ценных картин эпохи Возрождения следует отметить работы Хуана де Фландеса «Распятие» и «Воскрешение Лазаря», а также огромную, высотой 2,2 м, картину «Святая Екатерина» кисти Фернандо Яньеса.

Время работы музея Прадо

ПН-СБ 10:00 – 20:00
ВС и праздники 10:00 – 19:00
6 января, 24 и 31 декабря 10:00 – 14:00
1 января, 1 мая и 25 декабря закрыто

Цена входного билета

полный € 15,00
пенсионеры € 7,50
дети до 18 лет и студенты до 25 лет бесплатно
ПН-СБ: 18:00 – 20:00 бесплатно
ВС и праздники:  17:00 – 19:00 бесплатно

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Музей Прадо
Museo del Prado
Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid
www.museodelprado.es

GPS: 40.41376 -3.69212


Оставить комментарий