Музей Прадо

Музей Прадо входит в "Золотой треугольник" Мадрида вместе с музеями Тиссена-Борнемисы и Королевы Софии. Это один из лучших музеев мира. О нем много написано, но лучше все увидеть своими глазами.

Музей Прадо (Museo del Prado) в Мадриде входит в число крупнейших мировых сокровищниц живописи и является одной из главных ценностей Испании. Его собрание насчитывает около 8600 картин великих европейских мастеров XII-XIX столетий, а также включает коллекции рисунков, скульптуры, печатных изданий и декоративных произведений. Ежегодно галереи Прадо посещает свыше 2 млн. посетителей.

«Прадо» в переводе с испанского языка означает «луг». В Мадриде так назывался парк, известный с XVI века. Именно здесь в 1774 году король Карл III распорядился заложить ботанический сад, рядом с которым позже построили здание, предназначенное для Королевской астрономической обсерватории.

История музея Прадо

Королевская коллекция

Музей был основан в 1819 году. Но его история началась гораздо раньше. Основную часть богатейшей экспозиции Прадо составляют королевские и церковные собрания, у истоков формирования которых стоял император Священной Римской империи Карл V Габсбург, по совместительству король Испании Карлос I, личность неординарная. Монарх любил и разбирался в живописи. Он передал свою коллекцию изобразительного искусства наследнику Филиппу II.

В XVI веке испанская корона предпринимала шаги по завоеванию европейских территорий, в частности Неаполя и Нидерландов, откуда вывозились лучшие произведения живописи. Благодаря Карлу V и Филиппу II в Мадриде оказались творения Беллини, Мантеньи, Тициана, Веронезе, Босха и Патинира.

Король Филипп IV, главным увлечением которого было коллекционирование картин, сумел приобрести ряд работ Рубенса, полотна Ван Дейка и Йорданса. При Карлe III королевская коллекция пополнилась произведениями французских и немецких живописцев. Карл IV был страстным поклонником таланта Гойи.

Здание музея

В конце XVIII века художественное собрание испанских монархов насчитывало несколько тысяч экземпляров. Родилась идея выставить часть из них на публичное обозрение.

Художественные полотна предполагалось разместить в здании нового общественного Музея естествознания. По заказу короля Карла III в 1787 году его проектом занимался испанский архитектор Хуан де Вильянуэва (Juan de Villanueva), приверженц неоклассицизма. Строительство велось до 1808 года. Сооружение имело прямоугольное основание длиной 200 м и два фасада, один из которых выходил на аллею Прадо, второй – в парк. 

Открытие музея было приостановлено вторжением французских войск. Лишь в 1814 году вернувшийся из изгнания Фернандо VII восстановил экстерьер и внутреннее убранство здания музея. По инициативе своей супруги Марии Изабеллы Португальской король издал указ, учреждающий экспозицию произведений изобразительного искусства в Прадо. 19 ноября 1819 года Прадо принял первых посетителей.

Здание музея — это архитектурное украшение Мадрида, великолепный образец неоклассицизма. Оно не выделяется помпезностью и подчеркнутой роскошью, а привлекает внимание утонченной элегантностью, изящной гармонией белокаменных колонн и розовых стен из кирпича.

Коллекция музея постоянно пополняется, поэтому музей неоднократно расширял выставочные помещения, а в начале тридцатых годов XX века архитектор Педро Мугуруса Отаньо (Pedro Muguruza Otaño) перестроил центральную галерею и реконструировал лестницу в северной стороне здания.

Куб Монео

Музей Прадо, внешний вид нового здания
Музей Прадо, внешний вид нового здания

Последнюю масштабную модернизацию Прадо пережил в 2007 г. Работы включали увеличение площадей под экспозиции в главном здании, а также возведение нового модернистского корпуса по проекту архитектора Рафаэля Монео. Строгую геометрию современной постройки оживляет  отделка из красного кирпича, мрамора, гранита и дерева, которая отлично сочетается с благородными формами старого дворца. Оба корпуса соединены подземными коридорами.

После ввода в эксплуатацию нового здания общая площадь помещений музея Прадо составила 58 тыс. квадратных метров.

Экспозиция

Первоначально коллекция состояла из 311 картин испанских художников, в том числе 44 полотна работы Веласкеса. Постепенно королевская коллекция, насчитывавшая около 5000 картин, перебралась в Прадо. С 1821 года здесь появились работы итальянских живописцев, а в 1843 году – фламандских.

Во время революции 1868 года правившая королева Изабелла II бежала из страны. И хотя через пару лет монархия в стране восстановилась, статус музея Прадо изменился навсегда. Он стал достоянием народа Испании.

Испанская школа живописи

В залах музея
В залах музея, фото Alex-Segre

Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) нет равных в мире. Она охватывает период с XII века до начала XIX столетия и представляет 4800 бесценных произведений изобразительного искусства. Картины занимают три этажа и дают возможность проследить всю историю испанской школы живописи. В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо.

В филиале музея Casón del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века.

Эль Греко (1540–1614 гг.)

Эль Греко стоит особняком в ряду великих испанских художников. Он родился и долгое время жил на острове Крит, затем обучался у Тициана, а в Испанию попал только в возрасте 35 лет. Техника его живописи с характерным серым перламутром полутонов считается уникальной. У мастера не было последователей-современников.

«Рыцарь с рукой на груди», Эль Греко (ок. 1580)
«Рыцарь с рукой на груди», Эль Греко (ок. 1580)

Коллекция Эль Греко в Прадо насчитывает около 30 работ. Самая известная из них – «Рыцарь с рукой на груди» (1579 год), написанная в Толедо. Картина считается одним из лучших образцов портретной живописи XVI века. Глаза изображенного на полотне неизвестного идальго притягивают, словно магнит, а жест клятвы выглядит абсолютно искренним. Считается, что в этом портрете отчетливо проявилась способность великого художника увидеть и передать внутренний свет человека.

Большая часть произведений Эль Греко относится к жанру религиозной живописи и выполнена в стиле маньеризма. На полотне «Сошествие Святого Духа» (1600 год) изображена Дева Мария, окружённая учениками Христа, и голубь, символизирующий Святой Дух. Полотно отличается динамичным развертыванием композиции снизу вверх, строится на сопоставлении оцепенелости и движения, замкнутости и беспредельности.

Экспозиция творений живописца включает также относящуюся к 1580 году картину «Святая Троица», полотна «Коронование Девы Марии» 1590 года, «Крещение» 1600 года, «Святое семейство» 1604 года и другие произведения.

Веласкес (1599–1660 гг.)

Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина, изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. В центре композиции – пятилетняя инфанта Маргарита, которая вместе со своей свитой находится в мастерской, где придворный художник Диего Веласкес пишет портрет ее родителей. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале. Они внимательно смотрят на дочь, всеми силами стремящуюся продемонстрировать родителям свое умение держать себя по-королевски. Художник отчетливо передает контраст между хрупкой прелестью, живостью личика принцессы и той непростой ролью, которую она вынуждена играть соответственно высокому сану, лишившему ее детства. Свита инфанты, включающая фрейлин, гвардадамаса, дуэнью и карликов, выписана весьма достоверно, что говорит о желании живописца подчеркнуть особенности придворного этикета.

Среди других известных произведений Веласкеса в музее можно увидеть написанный в 1628 году «Триумф Вакха», где художник с изрядной долей иронии изображает юного бога вина; уникальные произведения «Поклонение волхвов» 1619 года и «Распятие Христа» 1632 года, иллюстрирующие сцены из библии; сочетающую мифологический сюжет и сцену в ковровой мастерской картину «Пряхи» 1657 года; созданное в 1635 году полотно «Сдача Бреды» – одно из самых гениальный творений батальной живописи.

Гойя (1746–1828 гг.)

Чтобы осмотреть коллекцию картин Гойи, понадобится много времени. Прадо представляет 135 гравюр, рисунков и картин художника. Но 5 из них нельзя пропустить.

Связь творчества живописца с религией отчетливо видна в картине «Распятие» 1780 года, изображающей мученическую смерть Христа. Полотно написано в строго академическом стиле. Другие произведения Гойи на библейские темы гораздо менее ортодоксальны.

В восьмидесятых годах XVIII столетия художник обрел славу тонкого портретиста и в композиции, и в цвете. Подтверждение тому – созданная в 1788 году картина «Семья герцогов Осуна». Фигуры и предметы на ней словно слегка завуалированы легкой прозрачной дымкой.

Красотки из простонародья (махи) были излюбленными объектами художественного внимания живописца. Однако существует мнение, что для знаменитой пары «Маха обнаженная» и «Маха одетая», созданных в течение 1796-1798 годов, позировала герцогиня Альба, которую с мастером связывали отнюдь не художественные отношения. Но кем бы ни была натурщица, маха Гойи стала одной из самых притягательных и восхитительных женщин в мире.

Картину «Молочница из Бордо» Гойя написал в последние годы жизни. На ней изображена его дальняя родственница Розарио, помогавшая ему вести хозяйство. Технику мазка и работу со светом, мягко окутывающим фигуру героини, искусствоведы рассматривают как предвосхищение импрессионизма.

Интересны картины «Перепелиная охота» 1775 года, «Бой быков» 1780 года, «Святое семейство» 1790 года, «Семья Карла IV» 1800 года, «Автопортрет» 1815 года, «Аллегория промышленности» 1806 года, а также шаблоны для фабрики гобеленов «Зеленый зонтик», «Цветочницы», «Жмурки».

Коэльо (1531–1588 гг.)

Санчес Коэльо был придворным художником Филиппа II, поэтому его творчество связано с августейшим семейством. Мастер вошел в историю изобразительного искусства Испании как основатель школы аристократического портрета. Также он писал картины на религиозные сюжеты. В Прадо представлены следующие работы кисти живописца: «Обручение Святой Екатерины» 1578 года, портрет Филиппа II, относящийся к 1575 году, и написанный в 1579 году портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Рибера (1591–1652 гг.)

Хусепе де Рибера – живописец широкого творческого спектра. Он создавал портреты, писал картины библейской и мифологической тематик, был крупнейшим мастером гравюры. С его творчеством знакомят относящиеся к 1628 году полотна «Иксион» и «Титий или Прометей», работы «Смеющийся Демокрит» 1630 года, «Троица» 1636 года, «Мученичество Святого Филиппа» 1639 года и созданная в 1645 году картина «Кающаяся Мария Магдалина».

Сурбаран (1598–1664 гг.)

Для творчества представителя севильской школы живописи Франсиско де Сурбарана характерно органичное сочетание строгого монументализма образов и композиций в тёплотой цветовой гамме с тщательностью передачи фактуры. Экспозиция работ выдающегося мастера включает полотна «Видения Святого Педро Ноласко» 1629 года, «Благословляющий Христос» 1638 года, а также написанные в 1634 году картины «Оборона Кадиса», «Подвиги Геркулеса» и «Натюрморт с четырьмя сосудами».

Мурильо (1618–1682 гг.)

Произведения еще одного представителя севильской школы Эстебана Мурильо отличаются ярко выраженными национальным характером и колористической наклонностью. Наиболее интересными из представленных в Прадо его работ стали «Святое семейство с птичкой» 1650 года, «Мадонна с четками» 1655 года, «Добрый пастырь» 1660 года, «Явление Богородицы Святому Бернарду» 1660 года и портрет Николаса Омасура 1672 года.

Среди наиболее ценных картин эпохи Возрождения следует отметить работы Хуана де Фландеса «Распятие» и «Воскрешение Лазаря», а также огромную, высотой 2,2 м, картину «Святая Екатерина» кисти Фернандо Яньеса.

Музей Прадо демонстрирует редчайшие образцы живописи XII столетия — фрагменты росписей из часовни Санта Круус де Мадеруэло и храма Сан Бауделио де Берланга.

Итальянская, Французская и Немецкая школы живописи

Работы, представленные в Прадо, распределены по географической принадлежности авторов. Здесь можно посмотреть картины ведущих европейских школ живописи.

Итальянская школа живописи

В Прадо широко представлена живопись итальянских художников. Это полотна Тинторетто и Тициана, Рафаэля и Ботичелли, Мантенью и Веронезе и других. Испанские короли, приобретая картины итальянских мастеров, предпочитали венецианскую школу. Итальянский раздел насчитывает более 1000 картин, что по объему уступает только испанской коллекции. Основная часть картин перешла в музей из королевской коллекции.

В Прадо хранится 40 картин Тициана, который во времена правления Филиппа II был придворным живописцем. Филипп V собрал великолепную коллекцию работ Рафаэля.

Музейная коллекция итальянских художников стараниями королей продолжала пополняться и в XVII-XVIII веках. Вице-королям в Неаполе и Риме по дипломатическим линиям было приказано скупать картины.

Французская школа

Французская школа живописи в музее Прадо также неплохо представлена. Она состоит из трех сотен картин, бывших ранее частью Королевской коллекции. Диапазон охвата – от XVI и до начало XIX столетия. На первом этаже размещены картины Лоррена и Пуссена.

Немецкая школа живописи

Картины немецких художников представлены в музее Прадо достаточно средними произведениями. О них можно было бы и не говорить, если бы ни несколько работ знаменитых авторов.

Это картины Альбрехта Дюрера, великого художника немецкого Возрождения, который много путешествовал по Европе. Во времена короля Филиппа IV в музее появилось несколько картин Дюрера.

В музее представлены картины Антона Рафаэля Менгса, любимого живописца Карла III.

Фламандская и Голландская школы живописи

Живопись Фландрии наряду с испанской и итальянской составляет славу музея Прадо. Его богатейшая коллекция насчитывает более 700 полотен великих нидерландских и фламандских мастеров. Этими гениальными творениями Прадо обязан преимущественно испанским королям, которые начиная с XVI века, привозили в Испанию лучшие произведения изобразительного искусства из подвластных им регионов Европы.

Основу музейной экспозиции данной школы составляют полотна Иеронимуса Босха и Питера Пауля Рубенса, работы Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена и Ганса Мемлинга, картины Иоахима Патинира, Питера Брейгеля, Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса.

Кампен (1378–1444 гг.)

Нидерландского живописца Робера Кампена считают основоположником Северного Возрождения и первым в европейском изобразительном искусстве портретистом. Из представленных в Прадо работ следует выделить его «Святую Барбару» 1438 года, выполненную в манере фламандского примитивизма, а также картину на деревянной доске «Благовещение», которую художник писал на протяжении 10 лет (1430–1440 гг.)

Ван дер Вейден (1400–1464 гг.)

Ван дер Вейден является одним из наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Художника отличает умение доподлинно передать эмоции своих персонажей. Показательны в этом отношении картина «Пиета» (после 1450 г.), на которой лица Богоматери и Святого Иоанна преисполнены глубокой скорби, и масштабная композиция на дереве «Снятие с креста» 1435 года, где взаимосвязь поз и жестов подчеркивает страдания героев.

Мемлинг (1433–1494 гг.)

Фламандский художник Ганс Мемлинг, продолжатель традиций Северного Возрождения, представлен в музее шедевром «Поклонение волхвов» 1472 года. Картина притягательна необычайной чистотой образов, окруженных умиротворенной атмосферой, которая ощущается благодаря мастерскому применению холодного равномерного света.

Босх (1450—1516 гг.)

Иероним Босх "Семь смертных грехов", 1475—1480гг.
«Семь смертных грехов», Иероним Босх (1475—1480 гг.)

Прадо владеет крупнейшей в мире коллекцией картин Иеронимуса Босха. Работы гениального нидерландского живописца полны деталей и символов, не подлежащих разгадке и являющихся предметом вечных споров искусствоведов.

Мастер был любимым художником короля Филиппа II. Творчество «профессора кошмаров», как окрестили Босха сюрреалисты, оказалось чрезвычайно близким внутреннему миру мрачного монарха. Знаменитая картина «Семь смертных грехов» 1480 года, где живописец высмеивает человеческие пороки, висела у короля в спальне, а творение «Воз сена» 1500 года на тему жадности украшало его кабинет.

Среди представленных шедевров интересны также многозначная картина «Извлечение камня глупости» 1490 года, отражающая своеобразие творческой натуры художника, и созданный в 1510 году «Сад земных наслаждений» — гениальный кошмар, утопические грезы о любовном рае и одновременно предостережение от греха.

Патинир (1480–1524 гг.)

Фламандский художник Иоахим Патинир – основатель европейской пейзажной живописи, сделавший природу значимым компонентом религиозных сюжетов. В экспозиции музея демонстрируются его картины «Отдых на пути бегства в Египет» 1520 года, «Переправа через Стикс» 1524 года, «Пейзаж со святым Иеронимом» 1517 года и совместная с Квентином Массейсом работа «Искушение святого Антония», написанная в 1515 году.

Брейгель (1525–1569 гг.)

Произведение мастера жанровых сцен и пейзажа Питера Брейгеля «Триумф Смерти», созданное художником в 1562 году, является одной из визитных карточек музея. Живописец, используя разрозненные иконографические мотивы, объединил их в свойственное его пониманию одно целое. У Брейгеля Смерть – это кара за грехи. Она косит всех подряд и настигает всюду – во время любовного свидания и на пиру, в бою и за работой. Человечество перед ее лицом предстает как бессильная масса, состоящая из слепых частиц. Композиция содержит множество образов, символов, деталей и производит очень сильное впечатление.

Рубенс (1577–1640 гг.)

Музейная коллекция произведений южнонидерландского художника Питера Пауля Рубенса, сумевшего соединить в своем творчестве традиции брейгелевского реализма и приемы венецианской школы, насчитывает около ста картин. Среди них всемирно известные гениальные творения «Поклонение волхвов» 1609 года и «Три грации» 1638 года. Интересна работа «Сад любви», созданная в 1630 году, где художник искусно переплетает воображаемое и реальное, автобиографическое и фантастическое.

Экспозиция произведений живописца включает полотна: «Святой Георгий с драконом» 1607 года, «Смерть Сенеки» 1615 года, «Непорочное зачатие» 1628 года, «Кардинал-инфант на коне» 1636 года, написанный в 1622 году портрет Марии Медичи.

Ван Дейк (1599-1641 гг.)

Ученик Рубенса Антонис ван Дейк является выдающимся портретистом и мастером религиозных сюжетов. Картину «Коронование терновым венцом» художник создал, когда ему было всего 18 лет, однако она отличается зрелым мастерством исполнения, позволившим соединить сдержанную экспрессию с материальной телесностью образов.

С творчеством живописца знакомят написанные в 1620 году полотна «Медный змий» и «Поцелуй Иуды», картины «Взятие Христа под стражу» 1621 года и «Хендрик Либерти» 1632 года, относящийся к 1630 году портрет Мартина Рейкарта и созданный в 1634 году портрет кардинала-инфанта Фердинанда.

Якоб Йорданс (1593–1678 гг.)

На становление яркого представителя фламандского барокко Якоба Йорданса как художника тоже значительное влияние оказал Рубенс. Среди выставленных полотен живописца наибольший интерес представляет мифологическая картина «Подношение Церере» 1620 года и работа «Семья Йорданса в саду» 1621 года. На групповом портрете мастер изобразил своих жену и дочь, себя и служанку, а также отчетливо передал уклад бюргерской жизни.

Время работы музея Прадо

ПН-СБ10:00 – 20:00
ВС и праздники10:00 – 19:00
6 января, 24 и 31 декабря10:00 – 14:00
1 января, 1 мая и 25 декабрязакрыто

Цена входного билета

полный€ 15,00
пенсионеры€ 7,50
дети до 18 лет и студенты до 25 летбесплатно
ПН-СБ: 18:00 – 20:00бесплатно
ВС и праздники:  17:00 – 19:00бесплатно

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Понравилась статья?

💌 Подпишитесь на мои каналы:

💵 Поддержать автора донатом:

Михаил Шварц
Михаил Шварц

Живу на Тенерифе. Пишу путеводители.

Статей: 1106

комментария 4

  1. Ваш путеводитель по Мадриду оказался очень полезным. В марте собираюсь туда, это как раз то, что я искал. Рад, что благодаря ему упорядочил информацию, собранную после длительного блуждания в интернете и оформил заказ на экскурсию по Мадриду. Спасибо

  2. Билеты в музей можно приобрести в интернете или на входе нет очереди?

  3. Спасибо. Я в марте еду в Испанию. Использую ваши путеводителе при подготовке к поездке

  4. Большое спасибо, мы едем в середине сентября обширная программа. 8 городов . Берём авто.Ваши рекомендации очень полезны. Спасибо.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *