В музее Прадо можно увидеть великолепное собрание фламандской и голландско живописи XVII. Это творения Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Босха, Брейгеля и других великих художников.
Живопись Фландрии наряду с испанской и итальянской художественными школами составляет славу музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде. Его богатейшая коллекция насчитывает более семисот полотен великих нидерландских и фламандских мастеров. Этими гениальными творениями Прадо обязан преимущественно испанским королям, которые начиная с XVI века, привозили в Испанию лучшие произведения изобразительного искусства из подвластных им регионов Европы.
Основу музейной экспозиции данной школы составляют полотна Иеронимуса Босха и Питера Пауля Рубенса, работы Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена и Ганса Мемлинга, картины Иоахима Патинира, Питера Брейгеля, Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса.
Кампен (1378-1444 гг.)
Нидерландского живописца Робера Кампена считают основоположником Северного Возрождения и первым в европейском изобразительном искусстве портретистом. Из представленных в Прадо работ следует выделить его «Святую Барбару» 1438 года, выполненную в манере фламандского примитивизма, а также картину на деревянной доске «Благовещение», которую художник писал на протяжении 10 лет (1430-1440 гг.)
Ван дер Вейден (1400-1464 гг.)
Ван дер Вейден является одним из наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Художника отличает умение доподлинно передать эмоции своих персонажей. Показательны в этом отношении картина «Пиета» (после 1450 г.), на которой лица Богоматери и Святого Иоанна преисполнены глубокой скорби, и масштабная композиция на дереве «Снятие с креста» 1435 года, где взаимосвязь поз и жестов подчеркивает страдания героев.
Мемлинг (1433-1494 гг.)
Фламандский художник Ганс Мемлинг, продолжатель традиций Северного Возрождения, представлен в музее шедевром «Поклонение волхвов» 1472 года. Картина притягательна необычайной чистотой образов, окруженных умиротворенной атмосферой, которая ощущается благодаря мастерскому применению холодного равномерного света.
Босх (1450—1516 гг.)
Прадо владеет крупнейшей в мире коллекцией картин Иеронимуса Босха. Работы гениального нидерландского живописца полны деталей и символов, не подлежащих разгадке и являющихся предметом вечных споров искусствоведов.
Мастер был любимым художником короля Филиппа II. Творчество «профессора кошмаров», как окрестили Босха сюрреалисты, оказалось чрезвычайно близким внутреннему миру мрачного монарха. Знаменитая картина «Семь смертных грехов» 1480 года, где живописец высмеивает человеческие пороки, висела у короля в спальне, а творение «Воз сена» 1500 года на тему жадности украшало его кабинет.
Среди представленных шедевров интересны также многозначная картина «Извлечение камня глупости» 1490 года, отражающая своеобразие творческой натуры художника, и созданный в 1510 г. «Сад земных наслаждений» – гениальный кошмар, утопические грезы о любовном рае и одновременно предостережение от греха.
Патинир (1480-1524 гг.)
Фламандский художник Иоахим Патинир – основатель европейской пейзажной живописи, сделавший природу значимым компонентом религиозных сюжетов. В экспозиции музея демонстрируются его картины «Отдых на пути бегства в Египет» 1520 года, «Переправа через Стикс» 1524 года, «Пейзаж со святым Иеронимом» 1517 года и совместная с Квентином Массейсом работа «Искушение святого Антония», написанная в 1515 году.
Брейгель (1525-1569 гг.)
Произведение мастера жанровых сцен и пейзажа Питера Брейгеля «Триумф Смерти», созданное художником в 1562 году, является одной из визитных карточек музея. Живописец, используя разрозненные иконографические мотивы, объединил их в свойственное его пониманию одно целое. У Брейгеля Смерть – это кара за грехи. Она косит всех подряд и настигает всюду – во время любовного свидания и на пиру, в бою и за работой. Человечество перед ее лицом предстает как бессильная масса, состоящая из слепых частиц. Композиция содержит множество образов, символов, деталей и производит очень сильное впечатление.
Рубенс (1577-1640 гг.)
Музейная коллекция произведений южнонидерландского художника Питера Пауля Рубенса, сумевшего соединить в своем творчестве традиции брейгелевского реализма и приемы венецианской школы, насчитывает около ста картин. Среди них всемирно известные гениальные творения «Поклонение волхвов» 1609 года и «Три грации» 1638 года. Интересна работа «Сад любви», созданная в 1630 г., где художник искусно переплетает воображаемое и реальное, автобиографическое и фантастическое.
Экспозиция произведений живописца включает полотна: «Святой Георгий с драконом» 1607 года, «Смерть Сенеки» 1615 года, «Непорочное зачатие» 1628 года, «Кардинал-инфант на коне» 1636 года, написанный в 1622 году портрет Марии Медичи.
Ван Дейк (1599-1641 гг.)
Ученик Рубенса Антонис ван Дейк является выдающимся портретистом и мастером религиозных сюжетов. Картину «Коронование терновым венцом» художник создал, когда ему было всего 18 лет, однако она отличается зрелым мастерством исполнения, позволившим соединить сдержанную экспрессию с материальной телесностью образов.
С творчеством живописца знакомят написанные в 1620 году полотна «Медный змий» и «Поцелуй Иуды», картины «Взятие Христа под стражу» 1621 года и «Хендрик Либерти» 1632 года, относящийся к 1630 году портрет Мартина Рейкарта и созданный в 1634 году портрет кардинала-инфанта Фердинанда.
Якоб Йорданс (1593-1678 гг.)
На становление яркого представителя фламандского барокко Якоба Йорданса как художника тоже значительное влияние оказал Рубенс. Среди выставленных полотен живописца наибольший интерес представляет мифологическая картина «Подношение Церере» 1620 года и работа «Семья Йорданса в саду» 1621 года. На групповом портрете мастер изобразил своих жену и дочь, себя и служанку, а также отчетливо передал уклад бюргерской жизни.
Время работы музея Прадо
ПН-СБ | 10:00 – 20:00 |
ВС и праздники | 10:00 – 19:00 |
6 января, 24 и 31 декабря | 10:00 – 14:00 |
1 января, 1 мая и 25 декабря | закрыто |
Цена входного билета
полный | € 15,00 |
пенсионеры | € 7,50 |
дети до 18 лет и студенты до 25 лет | бесплатно |
ПН-СБ: 18:00 – 20:00 | бесплатно |
ВС и праздники: 17:00 – 19:00 | бесплатно |
Как добраться до музея Прадо
Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).