Возможно, состояние своей души сумел передать каменно-кирпичным стенам здания Альберто де ла Мадре Диос – зодчий и монах-кармелит из знатного дворянского рода, в соавторстве с Хуаном Гомесом де Мора, создавший великолепный образец эрререско, долгие годы служивший эталоном при возведении кастильских храмов.
Архитекторы получили заказ на строительство в 1611 г. от Маргариты Австрийской, супруги короля Филиппа III. Поводом для основания обители послужила начавшаяся в 1609 г. массовая депортация бывших завоевателей Испании – мавров, после реконкисты (отвоевания земель на Пиренейском полуострове) принявшими христианство и проживавшими на территории страны. Испанская корона решила стереть со своих территорий даже память о давнем господстве арабов, и монастырь Энкарнасьон должен был прославлять это событие.
Строительство курировалось непосредственно августейшей супружеской четой. Под него король выкупил землю недалеко от Реаль Алькасар, принадлежавшую маркизам де Позас, и велел снести находящиеся там дома. Он лично заложил первый камень в основание будущего сооружения. Маргарита Австрийская заранее пригласила настоятельницу и сестер из вальядолидской обители августинок, и те дожидались новоселья в монастыре Святой Изабеллы, тоже основанном испанскими монархами.
Королеве не суждено было дожить до реального воплощения благочестивых планов – в октябре 1611 г. она умерла. В ее честь местные жители дали монастырю еще одно имя – Лас Маргаритас (las Margaritas). Филипп III на открытие обители, которое состоялось в июле 1616 г., прибыл со свитой. Он не только побывал на службе, но и участвовал в шикарных празднествах, посвященных выдающемуся событию.
В кельях Лас Маргаритас находили убежище женщины из знатных семей, предпочитавшие служение богу темным интригам блистательного высшего света. Среди них была Альдонса де Суньига из рода графов Миранда, крестница Филиппа III. Духовный родитель по этому случаю преподнес в дар настоятельнице агатовую чашу, инкрустированную рубинами и золотом, которую использовали для причастия. В дальнейшем состоятельные родственники монахинь жертвовали в монастырь материальные ценности, дорогие украшения, произведения живописи. Обитель очень быстро стала богатой и влиятельной. Сегодня она является настоящей сокровищницей произведений искусства.
Внешний облик, изысканный в своей смиренной простоте, обители и принадлежащей ему церкви не изменился со времени первоначального создания. Интерьер после пожара XVIII века был восстановлен Вентурой Родригесом, который привнес во внутреннее убранство черты неоклассицизма и при отделке использовал преимущественно мрамор, яшму, дерево, позолоту. Стены храма украсил росписью знаменитый итальянский живописец Лука Джордано.
В реликварии монастыря хранятся бронзовые скульптуры, изделия из слоновой кости и благородных пород дерева, а также мощи святых и сосуд с кровью Святого Пантелеймона. Высохшие бурые капли оживают, становясь снова жидкостью, ежегодно 27 июля, в день памяти великомученика.
В обители Энкарнасьон, которая открыта для свободного посещения, можно увидеть картины Хусепе де Риберы и Винченцо Кардуччи, а также две статуи Христа выдающегося скульптора Грегорио Фернандеса.
Как добраться?
Ехать метро линии 2, 5, R до станции Opera
- Монастырь Энкарнасьон
- Real Monasterio de la Encarnación
- Адрес: Plaza de la Encarnación, 1, 28013, Madrid Spain
- GPS: 40,420013 -3,711531