Кафедральный собор в городе Хаэн (Catedral de la Asunción de Jaén) – памятник испанского Возрождения, один из красивейших ренессансных храмов мирового значения. Его строительство длилось более 230 лет (1570-1802 гг.), поэтому-то в архитектуре произошло смешение различных стилей. Гармоничность и пропорциональность Собора впечатляет.
Готический собор
В XIII веке Фернандо III Кастильский отвоевал Хаэн у мавров. Мечеть в 1246 году освятили в честь Вознесение Девы Марии, и до 1368 года там проходили христианские богослужения. В середине XIV века случился пожар, церковь сгорела. Храм нужно было отстраивать заново. Решено было возводить собор в готическом стиле. Но из-за просчётов архитекторов новое здание было признано опасным для эксплуатации (существовала угроза обрушения). Недостроенный собор снесли.
К новому строительству приступили на исходе XV века. Планировалось возвести базилику в пять нефов, в модном стиле того времени – исабелино. В начале XVI века работами руководил Энрике Эгас (признанный мастер испанского позднеготического стиля). После всех реконструкций, в окончательном варианте собора сохранился фрагмент работы Эгаса – готический фриз внизу восточного фасада, украшенный скульптурой человечка в восточном тюрбане.
Ренессансный собор
Здание вновь было признано недостаточно устойчивым и пришлось проводить масштабную перестройку. Она началась в 1540 году. Теперь для собора был выбран ренессансный стиль. Эта попытка строительства стала успешной, правда работы затянулись надолго. Начал их архитектор Педро де Вандельвира. Через 22 года он умер, и к работе приступил его сын – Андрес де Вандельвира. Он создал великолепную сокровищницу храма и коллегиальный зал (зал капитула). Андрес построил также южный входной портал.
В 1575 году умер и Андрес. Его последователи использовали чертежи, разработанные архитекторами де Вандельвира, и, в основном, соблюдали первоначальный проект. На строительство не всегда хватало средств, и работы часто останавливались. В 1635 году епископ Хаэна сумел добиться существенного увеличения финансирования и пригласил группу архитекторов под началом Хуана де Аранды Салазара. С этого времени начался важнейший этап строительства. При Салазаре был возведён центральный купол и построен северный портал. В 1660 году новый собор был освящён, хотя главный, западный фасад ещё не был построен.
Оформлением западного фасада занимался ученик Хуана Салазара – Эуфразио де Рохас. Хотя здание и продолжали строить по ренессансному проекту Вандельвира, для главного фасада был выбран помпезный барочный стиль.
Архитектор Рохас умер в 1684 году. Возведение башен-близнецов по краям фасада проходило уже без него – в первые годы XVIII века. Строительство завершилось к середине столетия, когда у северного фасада была выстроена церковь Святых даров.
План Собора
В плане Кафедрального собора Хаэна прослеживается заметное влияние крупнейшего католического храма Европы – Севильского собора. Здание Хаэнского собора представляет собой латинский крест. В основание положен прямоугольный неф с двумя боковыми приделами, к которым пристроены часовни.
Главный фасад
Фасад Собора был выполнен в 1667-1688 гг. и стал признанным образцом раннего испанского барокко. Он украшен множеством статуй и оформлен коринфскими колоннами, на которых покоится грандиозный мезонин со статуей Фердинанда III в центральной нише. Большая часть скульптурного оформления была выполнена Педро Рольданом.
По бокам фасада видим две башни. Каждая состоит из пяти ярусов. Их декоративное оформление усложняется по направлению к верхней части.
Порталы
На главном фасаде расположены три входа: портал Прощения, портал Верующих, портал для священнослужителей.
Есть и другие ворота. Портал южного фасада (1560 г.) украшен горельефом со сценой Вознесения Богородицы. Над порталом северного фасада (1642 г.) установлена скульптура Непорочной Девы Марии.
Внутреннее убранство
Внутри можно увидеть различные стили: Возрождения, барокко, чурригереско и неоклассический. Три нефа разделены коринфскими колоннами, которые поддерживают парусные своды, роскошно декорированные полуаркахми.
Средокрестие покрыто куполом 12-метрового диаметра с фонарём в центре. Барабан купола украшен рельефным скульптурным декором и прорезан восемью арочными окнами.
В пространстве перед престолом, огороженном решёткой, установлены статуи ангелов, держащих светильники. Дарохранительница в центре престола была создана в XVIII веке Педро Арналем.
За престолом находится главный алтарь, выполненный в стиле неоклассицизма. На нём установлены рельефы «Вознесение» и «Распятие» (работы скульптора Себастьяна Солиса) и готическая скульптура Богоматери. В нижнем ярусе алтаря находится реликварий – там помещается главное сокровище храма, «Вуаль Вероники» – реликвия Святого Образа. В нишах сокровищницы хранятся литургические атрибуты и одежда священнослужителей.
Центральную часть собора занимает большой хор с великолепными резными скамьями (XVI в.). Он был построен Хосе Гальего Овьедо и стал самым крупным среди всех подобных сооружений в храмах Испании. В нём установлены 148 сидений из орехового дерева и барочный орган (1780 г.). Собор, как и большинство католических храмов, служит усыпальницей – под плитами хора покоятся епископы Хаэна.
Много ценных произведений искусства размещено в 17 боковых капеллах собора.
Главным украшением зала капитула служит ретабло, созданное в XVI веке знаменитым Педро Мачукой.
В сакристии помещен ретабло (XVII в.) с мощами святых.
Музей
В нижнем уровне собора, под залом капитула и сакристии, находится Музей Собора. Здесь хранятся произведения барочного и ренессансного искусства. Среди них – полотно Мачуки «Святое семейство» и картины Себастьяна Мартинеса.
Собор можно осмотреть, когда нет богослужения. Вход платный. По билету вы можете увидеть сам собор, посетить сакристию, зал капитула, музей и верхние галереи, с которых открывается вид на собор и на город Хаэн .
- Кафедральный собор
- Catedral de la Asunción de Jaén
- Адрес: Plaza de Santa María, s/n, 23002 Jaén
- site
- GPS: 37,765181 -3,789821