Кафедральный собор Севильи (Catedral de Sevilla) называют «гордостью Андалусии». Христианский храм Санта-Мария де ла Седе (Catedral de Santa María de la Sede), это второе его название, возведён на месте бывшей мечети.
Строительство Кафедрального собора
В IX веке по велению халифа Кордовы в Севилье была заложена Большая мечеть. Огромное белоснежное здание создавалось в течение нескольких столетий.
Христианские короли отвоевали город у арабов в середине XIII века. Мечеть в начале XV века была разрушена. Было решено строить на месте мусульманской святыни грандиозный Севильский Кафедральный собор.
Сооружение было масштабным, огромным (Севильский собор и сегодня считается самым большим готическим храмом Испании). И всё же вновь построенное здание немного уступало в размерах разрушенной мусульманской мечети. От старой исламской постройки сохранились Врата прощения (портал Puerta del Perdon, украшенный бронзовыми пластинами), Апельсиновый двор и стометровая башня Хиральда, ранее служившая минаретом. Остался и фонтан во дворе. Он был построен ещё вестготами в ранний христианский период.
Строительство Кафедрального собора Севильи продолжалось более ста лет (1401-1519 гг.), поэтому в его архитектуре смешалось несколько стилей. Сегодня он со всех сторон окружён различными зданиями. С улицы виден только главный фасад собора, украшенный терракотовыми фигурами святых.
Архитектура Собора
Здание состоит из пяти нефов. Их общая длина составляет 126 м. Ширина собора между боковыми стенами – 82 метра. Высота центрального нефа – 42 м. Внутри здание собора освещается цветными лучами, проникающими через 75 витражных окон. Эти витражи признаны лучшими в Европе, а изготовил их мастер Кристоф Алеман в XVI веке.
Главная капелла
В центральном нефе находится Главная капелла (Capilla Mayor). За чудесной ажурной решёткой капеллы можно увидеть грандиозное ретабло (алтарный образ) с рельефной композицией из 45 фигур, включающее пять рядов ниш, площадью около квадратного метра каждая. В ниши заключены скульптурные изображения евангельской тематики. Самую старинную – центральную часть ретабло – создавал фламандский скульптор Данкарт в период 1482-92 гг. из дерева грецкого ореха, каштана и лиственницы. В центр композиции он поместил скульптуру Мадонны, украшенную пластинами из серебра. Работу над созданием ретабло закончил в 1525 году испанец Хорхе Фернандес, а расписывал его художник Алехо Фернандес, родной брат Хорхе.
Королевская часовня
Другая капелла храма – Королевская (Capilla Real) – была создана в 1575 году. Капелла служит королевской усыпальницей. В ней покоятся останки Альфонса Х Мудрого и Педро I Жестокого.
В капелле Реаль хранится и статуя святой покровительницы Севильи – «Королевской Мадонны» (XIII век). Фигура Мадонны вырезана из кедрового дерева в человеческий рост. Когда-то в голове статуи был спрятан хитроумный механизм, позволявший деревянной фигуре поворачивать голову. Волосы Мадонны были отлиты из золотых нитей, их венчала корона из золота. Позже были утрачены и волосы, и корона; поворотный механизм сломался. Статуя и сегодня бережно хранится в соборе как символ и оберег Севильи. Волосы для скульптуры были изготовлены заново – уже из обычного шёлка.
Есть в соборе Севильи и ещё одно изображение Святой Девы: «Мадонна-целительница» – работа неизвестного мастера XVI века.
Капелла Сан-Педро
Капелла Сан-Педро (Capilla de San Pedro) находится рядом с Королевской капеллой. Она украшена живописными работами Франсиско Сурбарана.
В соборе 80 часовен. Каждая оформлена в своем стиле (ренессанс или барокко).
Главная ризница
В Главной ризнице (Sacristía mayor) у южной стены хранятся шедевры старинной испанской живописи. Сокровищем Главной ризницы называют огромную дарохранительницу «Custodia», изготовленную из серебра. Серебряный ковчег трёхметровой высоты сделал в XVI веке Хуан де Арфе. Мастер щедро украсил свое драгоценное изделие орнаментом и скульптурными изображениями.
В главной сакристии хранится и символический ключ Севильи. Мавры вручили его испанскому королю после сдачи города.
Ризница с потирами
Рядом с главной сакристией есть ещё одно хранилище: Ризница с потирами (чашами) или сакристия Лас Калисес (Sacristía de los Cálices). В ней заключено полотно «Святые Юста и Руфина», работа Гойи. (Изображение этих святых можно увидеть и на ретабло Главной капеллы, и во многих местах собора.) Гойя писал картину в Севилье. Святые покровительницы города изображены на фоне башни Хиральды. В ризнице Лас Калисес есть работы других испанских живописцев, относящиеся к разным периодам.
В Лас Калисес находится известная картина Матео Переса де Алесио «Св. Христофор, переносящий через реку младенца Христа». Это изображение считалось обязательным для старинных испанских храмов. Святого Христофора почитали как заступника путешественников и хранителя от насильственной гибели. Картина в Севильском соборе – самое большое изображение Св. Христофора в Испании.
Гробница Христофора Колумба
В Кафедральном соборе находится гробница мореплавателя Христофора Колумба. Саркофаг был сделан в 1891 г. мастером Артуро Мелида. Гробницу считают символической. Есть мнения, что Колумба похоронили в другом месте. Однако совершенно точно известно, что здесь похоронен его сын, Эрнандо Колумб. Останки Эрнандо покоятся в главном нефе между порталом и хором.
Сын Христофора Колумба был знаменит тем, что основал при соборе грандиозную библиотеку. В «Колумбийской» библиотеке сегодня хранится более 3 000 000 томов. Среди них есть и рукописи Христофора Колумба.
Время работы собора для туристов
ПН 11:00 – 15:30;
ВТ-СБ 11:00 – 17:00;
ВС 14:30 – 18:00.
Время работы может меняться в зависимости от религиозных мероприятий.
Стоимость билета
Полный – €9;
пенсионеры / студенты до 25 лет – €4;
дети до 14 лет – бесплатно.
В Соборе проходят органные концерты, бывают и бесплатные. Информацию смотрите на официальном сайте.
- Севильский кафедральный собор
- Catedral de Sevilla
- Адрес: Avenida de la Constitución, s/n, 41004 Sevilla
- site
- GPS: 37,385840 -5,993118
Забавно, что по-испански имя Христофора Колумба звучит несколько иначе – Кристобаль Колон. Я долго добивалась у испанцев, где могила Колумба, они меня не понимали, пока я не объяснила, что я ищу могилу открывателя Америки, они тогда заулыбались: Аааа, Кристобаль Колон!
И что? Нашли? Где же? Скажите нам.