Кафедральный собор

Кафедральный собор в Хаэне известен как лучший ренессансный собор Испании. Его строительство длилось более 230 лет, поэтому-то в архитектуре произошло смешение различных стилей.
Кафедральный собор в городе Хаэн (Catedral de la Asunción de Jaén)
Кафедральный собор в городе Хаэн (Catedral de la Asunción de Jaén)

Кафедральный собор в городе Хаэн (Catedral de la Asunción de Jaén) – памятник испанского Возрождения, один из красивейших ренессансных храмов мирового значения. Его строительство длилось более 230 лет (1570-1802 гг.), поэтому-то в  архитектуре произошло смешение различных стилей. Гармоничность и пропорциональность Собора впечатляет. 

Готический собор

Готический фриз и фигурка человечка в тюрбане по прозвищу «Кривляка»
Готический фриз и фигурка человечка в тюрбане по прозвищу «Кривляка»

В XIII веке Фернандо III Кастильский  отвоевал Хаэн у мавров. Мечеть в 1246 году освятили в честь Вознесение Девы Марии, и до 1368 года там проходили христианские богослужения. В середине XIV века случился пожар, церковь сгорела. Храм нужно было отстраивать заново. Решено было возводить собор в готическом стиле. Но из-за просчётов архитекторов новое здание было признано опасным для эксплуатации (существовала угроза обрушения). Недостроенный собор снесли.

К новому строительству приступили на исходе XV века. Планировалось возвести базилику в пять нефов, в модном стиле того времени – исабелино. В начале XVI века работами руководил Энрике Эгас (признанный мастер испанского позднеготического стиля). После всех реконструкций, в окончательном варианте собора сохранился фрагмент работы Эгаса – готический фриз внизу восточного фасада, украшенный скульптурой человечка в восточном тюрбане.

Ренессансный собор

Башни выполнены в стиле Ренессанс
Башни выполнены в стиле Ренессанс

Здание вновь было признано недостаточно устойчивым и пришлось проводить масштабную перестройку. Она началась в 1540 году. Теперь для собора был выбран ренессансный стиль. Эта попытка строительства стала успешной, правда работы затянулись надолго. Начал их архитектор Педро де Вандельвира. Через 22 года он умер, и к работе приступил его сын — Андрес де Вандельвира. Он создал великолепную сокровищницу храма и коллегиальный зал (зал капитула). Андрес построил также южный входной портал.

В 1575 году умер и Андрес. Его последователи использовали чертежи, разработанные архитекторами де Вандельвира, и, в основном, соблюдали первоначальный проект. На строительство не всегда хватало средств, и работы часто останавливались. В 1635 году епископ Хаэна сумел добиться существенного увеличения финансирования и пригласил группу архитекторов под началом Хуана де Аранды Салазара. С этого времени начался важнейший этап строительства. При Салазаре был возведён центральный купол и построен северный портал. В 1660 году новый собор был освящён, хотя главный, западный фасад ещё не был построен.

Кафедральный собор 1
Барочный фасад Кафедрального собора

Оформлением западного фасада занимался ученик Хуана Салазара — Эуфразио де Рохас. Хотя здание и продолжали строить по ренессансному проекту Вандельвира, для главного фасада был выбран помпезный барочный стиль.

Архитектор Рохас умер в 1684 году. Возведение башен-близнецов по краям фасада проходило уже без него – в первые годы XVIII века. Строительство завершилось к середине столетия, когда у северного фасада была выстроена церковь Святых даров.

План Собора

В плане Кафедрального собора Хаэна прослеживается заметное влияние крупнейшего католического храма Европы – Севильского собора. Здание Хаэнского собора представляет собой латинский крест. В основание положен прямоугольный неф с двумя боковыми приделами, к которым пристроены часовни.

Главный фасад

Кафедральный собор (Catedral de la Asunción de Jaén)
Кафедральный собор (Catedral de la Asunción de Jaén) (фото: José Dominguez)

Фасад Собора был выполнен в 1667-1688 гг. и стал признанным образцом раннего испанского барокко. Он украшен множеством статуй и оформлен коринфскими колоннами, на которых покоится грандиозный мезонин со статуей Фердинанда III в центральной нише. Большая часть скульптурного оформления была выполнена Педро Рольданом.

По бокам фасада видим две башни. Каждая состоит из пяти ярусов. Их декоративное оформление усложняется по направлению к верхней части.

Порталы

На главном фасаде расположены три входа: портал Прощения, портал Верующих, портал для священнослужителей.

Есть и другие ворота. Портал южного фасада (1560 г.) украшен горельефом со сценой Вознесения Богородицы. Над порталом северного фасада (1642 г.) установлена скульптура Непорочной Девы Марии.

Внутреннее убранство

Купол
Купол (фото: Jesús)

Внутри можно увидеть различные стили: Возрождения, барокко, чурригереско и неоклассический. Три нефа разделены коринфскими колоннами, которые поддерживают парусные своды, роскошно декорированные полуаркахми.

Средокрестие покрыто куполом 12-метрового диаметра с фонарём в центре. Барабан купола украшен рельефным скульптурным декором и прорезан восемью арочными окнами.

Кафедральный собор (Catedral de la Asunción de Jaén)
Кафедральный собор (Catedral de la Asunción de Jaén) (фото: H.Stephanie)

В пространстве перед престолом, огороженном решёткой, установлены статуи ангелов, держащих светильники. Дарохранительница в центре престола была создана в XVIII веке Педро Арналем.

За престолом находится главный алтарь, выполненный в стиле неоклассицизма. На нём установлены рельефы «Вознесение» и «Распятие» (работы скульптора Себастьяна Солиса) и готическая скульптура Богоматери. В нижнем ярусе алтаря находится реликварий – там помещается главное сокровище храма, «Вуаль Вероники» – реликвия Святого Образа. В нишах сокровищницы хранятся литургические атрибуты и одежда священнослужителей.

Орган
Орган (фото: Landahlauts)

Центральную часть собора занимает большой хор с великолепными резными скамьями (XVI в.). Он был построен Хосе Гальего Овьедо и стал самым крупным среди всех подобных сооружений в храмах Испании. В нём установлены 148 сидений из орехового дерева и барочный орган (1780 г.). Собор, как и большинство католических храмов, служит усыпальницей — под плитами хора покоятся епископы Хаэна.

Много ценных произведений искусства размещено в 17 боковых капеллах собора.

Алтарь
Алтарь

Главным украшением зала капитула служит ретабло, созданное в XVI веке знаменитым Педро Мачукой.

В сакристии помещен ретабло (XVII в.) с мощами святых.

Музей

Музей
Музей

В нижнем уровне собора, под залом капитула и сакристии, находится Музей Собора. Здесь хранятся произведения барочного и ренессансного искусства. Среди них – полотно Мачуки «Святое семейство» и картины Себастьяна Мартинеса.

Собор можно осмотреть, когда нет богослужения. Вход платный. По билету вы можете увидеть сам собор, посетить сакристию, зал капитула, музей и верхние галереи, с которых открывается вид на собор и на город Хаэн .

Понравилась статья?

💌 Подпишитесь на мои каналы:

💵 Поддержать автора донатом:

Михаил Шварц
Михаил Шварц

Живу на Тенерифе. Пишу путеводители.

Статей: 1112

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *