Музей современного искусства королевы Софии: Экспозиция

Центр искусств королевы Софии предлагает совершить увлекательное путешествие по истории современного испанского искусства.
«Герника», Пабло Пикассо
«Герника», Пабло Пикассо

Нет никакого сомнения, что XX век в истории искусства Испании стал наиболее выдающимся периодом после «золотого века», которым считается XVII век. В Музее королевы Софьи (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía (MNCARS)) представлено много различных произведений искусства современных мастеров Испании. Здесь представлены и живопись и скульптура и даже работы Луиса Бунюэля, режиссера-сюрреалиста. Посещая музей, надо иметь в виду, что его экспозиция постоянно расширяется и обновляется, так что расположение экспонатов может меняться.

Испанское искусство в XIX веке пережило творческий взрыв, за которым последовал период, ничем особенным не примечательный. Тем не менее, отдельные художники, как, например, Соролья, сумели разрушить сформировавшиеся стереотипы и возвестили в современном искусстве наступление новой эры. В Испании, а особенно в Стране Басков и в Барселоне, зарождался и укреплялся средний класс, что повлияло на формирование «нового поколения» живописцев, таких как Англада-Ккмараса, Сулоага и Нонель.

 Игнасио Сулоага "Кровь Христа"
Игнасио Сулоага «Кровь Христа»

В музее представлены также работы Марии Бланшар, которая была близкой подругой знаменитого художника-кубиста Хуана Гриса.
Примечательны картины Гутьерреса Солана, которые он выполнил в темных тонах. Он среди всех тем предпочитал фиесты, а моделями его работ становились жители Мадрида, его родного города. Под влиятием Гойя Солан создал замечательные картины «Шествие смерти» (1930 г.) и «Пирушка в кафе Помбо» (1920 г.).

 Гутьеррес Солан «Пирушка в кафе Помбо» (1920 г.)
Гутьеррес Солан «Пирушка в кафе Помбо» (1920 г.)

Представлены в музее и картины Жака Липшица и Соне Делоне, которых можно назвать предшественниками кубизма, стиля, признанным лидером которого является Хуан Грис.

Хуан Грис «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1925 г.)
Хуан Грис «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1925 г.)

Грис в юности научился черчению и был довольно неплохим графиком, но затем он перебрался в Париж и под влиянием Пикассо написал такие картины, как «Портрет Хосетты» (1916 г.), а также «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1925 г.).

Рамон Касас, Виле Гаррот, 1894 г.
Рамон Касас, Виле Гаррот, 1894 г.

В музее представлены и выполненные из кованого железа скульптуры Пабло Гаргальо. Например, его «воздушная скульптура», которая называется «Маска Греты Гарбо» (1930г) вся составлена из железных тонких завитков, которые будто висят в воздухе. Интересна и более поздняя работа этого автора «Великий пророк» (1933г).

Музей современного искусства королевы Софии
Музей современного искусства королевы Софии

Пабло Пикассо представлен в музее картиной «Герника», одной из самых знаменитых картин XX века в мире. Эта картина имеет не только бесспорное художественное, но и историческое значение, так как она рассказывает о жутком эпизоде времен Гражданской войны в Испании. Художник сделал наброски после бомбардировки баскского городка под названием Герника-Лумо, которые и послужили основой для создания картины. Эти наброски также представлены в музее. Рассматривая символику, которую Пикассо использовал в «Гернике», можно сопоставить ее с одной из его ранних работ под названием «Минотавромахия» (1935г). Героем этой картины представлен древнегреческий мифологический персонаж Минотавр – людоед с головой быка.

 Пабло Пикассо "Сидящая женщина в голубом платье", 1939
Пабло Пикассо «Сидящая женщина в голубом платье», 1939

Картины Пикассо, представленные в музее, относятся к самым разным периодам его творчества, охватывающего 50 лет. Родившийся в андалусском городе Малага, Пикассо работал в самых разных стилях, был реалистом, кубистом, последователем сюрреализма. Он сломал все правила и традиции искусства, бросив вызов устоям и создав такие знаковые произведения, как «Женщина в голубом».

Antonio Lopez Garcia

Хулио Гонсалес, друг и современник Пикассо, известен, как основатель современной скульптуры в Испании. От первым начал использовать в своих работах железо. Начинал он сварщиком и научился работать с железом, и ковать его, и сгибать, и паять. Он в 1920-1930 годах работал в Париже, вместе с Пикассо и Гаргальо, создавая из железа трехмерные скульптуры в стиле кубизма. Стоит обратить внимание на автопортрет Гонсалеса, выполненный с юмором и названный по-французски «Голова по имени «Кролик» (1930г). Здесь же представлены и эскизы его скульптур.

Сюрреалистические эксперименты Хуана Миро 1920-х годов говорят о любви к народному каталонскому искусству, смелым формам и ярким цветам. Более поздние его работы, например, «Портрет II» (1938г) отражают эту же тенденцию.

Сальвадор Дали «Девушка, стоящая у окна» (1925 г.)
Сальвадор Дали «Девушка, стоящая у окна» (1925 г.)

Сальвадор Дали, родившийся тоже в Каталонии, стал, пожалуй, самым знаменитым сюрреалистом, вдохновившимся теорией бессознательного Зигмунда Фрейда. В музее сюрреалистический шедевр Дали «Великий мастурбатор» (1929 г.) находится рядом с его вполне реалистической картиной «Девушка, стоящая у окна» (1925 г.). Как и многие его современники, Дали работал в разных стилях, воплощая в своих картинах навязчивые идеи, эксцентричные художественные образы и фетиши.

Англада Камараса "Соня Кламери", 1913
Англада Камараса «Соня Кламери», 1913

Другие видные сюрреалисты, представленные здесь своими работами, это Бенхамин Паленсия с картиной «Быки» (1933 г.), Оскар Домингес и Луис Бунюэль. Да, творчество Луиса Бунюэля тоже можно считать «продуктом эпохи»: его «Андалузский пес» (1929 г.), 17-минутный фильм, снятый в сотрудничестве с Дали, произвел колоссальное впечатление как на кинематографистов, так и на публику.

Оскар Домингус "Электросексуальная швейная машина", (1934-35гг.)
Оскар Домингус «Электросексуальная швейная машина», (1934-35гг.)

В результате трагических событий в Испании многие художники были вынуждены оставить родину и переехать в Париж. Среди них были Дали и Пикассо, Миро и Грис. Кто-то из них прожил в Париже короткое время, другие остались на всю жизнь. В Париже жили и художники из других стран – из Германии, США и Восточной Европы. В их числе был русский Николей де Сталь, немец Ганс Гартунг и многие другие. Они образовали так называемую Парижскую школу, взаимное влияние членов которой друг на друга было весьма велико. Членами Парижской группы были и такие художники, как Франсиско Борее и Даниэль Васкес Диас.

Диктатура Франко ввела жесткую цензуру, оказав на искусство сильнейшее воздействие. Художники были вынуждены работать в условиях политически изолированной страны. Они создавали творческие объединения, такие как «Группа 57» или «Эль Пасо». В них входили такие художники, как Мануэль Мильярес, Эдуардо Чильида и Антонио Саура. Саура рисовал черно-белые картины, используя религиозную символику, как например скрученное распятие в картине «Крик № 7» (1959г). Чильида в своих работах применял кованое железо. Наиболее известен входивший в объединение художник Антонио Тапьес, который писал свои картины масляной краской, смешанной с мраморной крошкой.

Музей современного искусства королевы Софии
Музей современного искусства королевы Софии

На пятом этаже Центра искусств королевы Софьи, в самывх последних залах представлены более поздние произведения современных художников Испании. Это – Мигель Барсело, живописец, создавший для женевской штаб-квартиры ООН разноцветный уникальный купол зала заседаний, скульпторы Кристина Иглесиас и Хулио Лопес-Эрнандес. Представлены здесь и картины некоторых иностранных живописцев, например художников-абстракционистов из Америки Терри Уинтерс и Росса Блекнера.

Музей современного искусства королевы Софии
Музей современного искусства королевы Софии

Время работы

ПН: 10:00 — 21:00;
ВТ: выходной;
СР-СБ: 10:00 — 21:00;
ВС: 10:00 — 19:00.

Стоимость входных билетов

Основная экспозия — €8.00;
временные выставки — €4.00.

Если очередь на главном входе будет слишком длинной, попробуйте альтернативный вход в одном из новых корпусов на Ronda de Atocha. Вы можете также купить билеты заранее на сайте.

Как добраться

Ехать на метро до станции Atocha (L1) или до Lavapiés (L3).
Доехать можно на автобусе E1, 14, 59, 85, остановка Plaza Emperador Carlos V.
Музей находится недалеко от железнодорожного вокзала Madrid-Atocha, поэтому можно приехать сюда на пригородном поезде.

Понравилась статья?

💌 Подпишитесь на мои каналы:

💵 Поддержать автора донатом:

Михаил Шварц
Михаил Шварц

Живу на Тенерифе. Пишу путеводители.

Статей: 1113

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *